Анализ
изменений в некоммерческом секторе г.Тольятти
за период с
1995 по 2005 гг.
Существование некоммерческого сектора обусловлено
объективными обстоятельствами, поскольку мотивы гражданского поведения
определяются не только политическими и экономическими интересами, и ни власть,
ни бизнес не удовлетворяют в полной мере совокупный общественный спрос. Именно
поэтому появляются некоммерческие организации, которые восполняют производство
определенных товаров и услуг или обеспечивают более весомое влияние на
политические решения различных социальных групп, реализуя, тем самым, механизмы
прямой демократии и вынуждая другие сектора эффективнее и результативнее
действовать в интересах общества.
Особенности
некоммерческой деятельности, а также объективно сложившиеся взаимосвязи между
некоммерческими организациями позволяют говорить именно о некоммерческом
секторе, как о живом социальном организме, развивающемся по своим законам и
изменяющемся с течением времени.
Для некоммерческого сектора
города Тольятти этот Форум является в определенной степени знаковым
мероприятием, дважды юбилейным. Во-первых, он – пятый по счету. Во-вторых, в
1995 году началась разработка Концепции развития некоммерческих организаций
города – первого нормативного документа в сфере взаимоотношений некоммерческих
организаций и органов местного самоуправления, который положил начало долгому и
трудному, но продуктивному и неизбежному пути развития некоммерческого сектора
нашего города.
Такой публичный самоанализ деятельности некоммерческого сектора города Тольятти проводится впервые за 10 лет, но на будущее Клуб лидеров некоммерческих организаций, который выступил инициатором проведения данного Форума, планирует делать это постоянно.
Формат Форума
позволяет представить вашему вниманию только основные изменения, произошедшие
за истекшие 10 лет.
Итак, количественный состав и структура некоммерческого сектора претерпели
следующие изменения.
Общее количество
зарегистрированных общественных и некоммерческих организаций составляло в 1996
году около 450 (с учетом общественно-политических объединений), свыше 500
организаций действуют в настоящее время (без учета политических партий,
вышедших из общественного сектора). Изменения структуры некоммерческого сектора
можно выявить, проанализировав распределение их по видам деятельности и
соотнеся данные 1995-го года с данными последующего периода времени.
По видам деятельности НКО
распределяются следующим образом:
№ |
Направления деятельности |
начало периода |
конец периода |
1 |
Благотворительные организации и фонды |
34% |
18% |
2 |
Организации социальной самоподдержки граждан с
ограниченными возможностями |
6% |
18% |
3 |
Спортивные и туристические |
19% |
19% |
4 |
Любительские организации (по интересам) |
12% |
11% |
5 |
Гражданские (общественно-политические) организации
|
7% |
9% |
6 |
Организации культуры и искусства |
9% |
4% |
7 |
Национально-культурные организации и общества
дружбы |
3% |
4% |
8 |
Детские и молодежные организации – юридические лица |
4% |
4% |
9 |
Детские организации без статуса юридического лица |
- |
18% |
10 |
Ассоциации (союзы) организаций |
11% |
9% |
11 |
Ресурсные и профессиональные организации |
4% |
7% |
Однако данная структура, не
учитывающая степень активности организаций, а основанная лишь на факте их
регистрации в органах юстиции Самарской области, не может полностью
характеризовать состояние некоммерческого сектора города. Для развития
некоммерческого сектора больший интерес представляют активные некоммерческие
организации (в том числе еще не приобретшие прав юридического лица). Поэтому в
2003 году Управлением по общественным, межрегиональным связям и
информационно-аналитической работе мэрии совместно с Советом НКО была
организована и проведена акция “Заяви о себе”, направленная на выявление активно
действующих НКО и позволяющая получить реальное представление об интересах
населения города. В результате этой акции была установлена следующая структура
активного некоммерческого сектора.
№ |
Направления деятельности |
количество активных организаций |
1 |
Благотворительные организации и фонды |
11% |
2 |
Организации социальной самоподдержки граждан с
ограниченными возможностями |
8% |
3 |
Спортивные и туристические |
17% |
4 |
Любительские организации (по интересам) |
16% |
5 |
Гражданские (общественно-политические) организации
|
6% |
6 |
Организации культуры и искусства |
6% |
7 |
Национально-культурные организации и общества
дружбы |
5% |
8 |
Детские и молодежные организации – юридические лица |
1% |
9 |
Детские организации без статуса юридического лица |
26% |
10 |
Ассоциации (союзы) организаций |
1% |
11 |
Ресурсные и профессиональные организации |
3% |
Совокупные данные по объемам и источникам финансирования некоммерческих организаций показывают следующее:
- около 19% от общего объема благотворительных средств составляют гранты благотворительных фондов и
иностранных компаний, которые направляются преимущественно в четыре сферы
деятельности НКО:
-
образование и культура,
-
борьба с алкоголизмом и наркоманией,
-
политика,
-
работа с молодежью и детьми.
- около 25% от всего размера
благотворительных средств составляет помощь отечественного бизнеса и
благотворительных фондов, распределяемая по разным направлениям;
- около 22% от общего объема
финансирования занимает муниципальное финансирование через целевые программы и
выполнение работ на договорных условиях;
- около 34% составляют частные пожертвования, которые направляются исключительно в область образования и на работу с молодежью, и самофинансирование, где наибольший процент приходится на организации образования, далее на физкультурно-оздоровительные организации и организации по работе с молодежью.
Для примера можно привести некоторые финансовые показатели деятельности городского благотворительного фонда “Фонд Тольятти” за 2004 год:
1) целевые благотворительные
пожертвования коммерческих организаций и частных лиц – 30,7 млн.руб.;
2) целевое финансирование
некоммерческих программ из национальных и зарубежных благотворительных
организаций составило 1,265 млн.руб.;
3) на конкурсной основе
распределено 210 тыс.руб. бюджетных
средств.
Взаимоотношения между ОМСУ и НКО могут принимать
различные законные формы. Среди практикуемых в нашем городе форм взаимодействия
можно выделить следующие:
1) создание различных совещательных органов, а именно:
- в представительной
ветви власти созданы: Молодежный Парламент,
Совет по работе с общественными организациями пенсионеров и ветеранов, три
постоянно действующих «круглых стола» при комиссии по образованию, социальной
политике и здравоохранению; практикуется включение представителей
общественности в состав временных рабочих групп, разрабатывающих тот или иной
нормативный документ; заключено соглашение о сотрудничестве с
Торгово-промышленной Палатой.
- в исполнительной ветви
власти созданы: Совет по молодежной политике; Совет по культуре; Городское
родительское собрание, Городское экспериментальное ученическое собрание;
Городской попечительский совет в образовании; совет по работе с общественными
объединениями при управлении социальной поддержки населения, и ряд других.
2) Оказание муниципальной поддержки
некоммерческим организациям, в том числе через частичное бюджетное
финансирование проектов НКО. Так, в 2004г. были включены в программы
социально-экономического развития города в качестве исполнителей 91
общественная и некоммерческая организация, в том числе:
1) по отрасли “Физическая культура и спорт” – 19 организаций;
2) по отрасли “Образование” - 24 организации;
3) по отрасли “Культура” - 2 негосударственных театра и 2 творческих союза (в их составе 40 творческих мастерских);
4) по отрасли “Социальная поддержка населения” - 27 организаций.
3) привлечение специалистов НКО к решению отдельных муниципальных задач, например, к проведению оценки социальной эффективности муниципальных программ или к исполнению мероприятий, включенных в программы социально-экономического развития города.
Основные принципы
межструктурных отношений регулируются федеральным и областным законодательством
о некоммерческих организациях и об общих принципах организации местного
самоуправления.
На местном уровне долгое
время действовал единственный в своем роде нормативный документ – это
упоминавшаяся выше Концепция развития некоммерческих организаций. Этот документ
прошел очень долгий и тяжелый путь – разработанный в 1995 году проект был
принят городской Думой в первом чтении в
1996 году, а окончательно утвержден лишь в 2000 году.
Однако начало процессу
урегулирования взаимоотношений было
положено, и городская Дума текущего 4-го созыва приняла ряд революционных, по
сути, документов:
1) принято постановление «О
развитии благотворительности в г.Тольятти»;
2) принято решение о начале
разработки Программы развития некоммерческого сектора г.Тольятти на
2006-2008гг.
3) принято решение о
разработке Положения о благотворительных программах городского округа Тольятти.
Некоммерческий сектор
является фактически генератором идей, которые впоследствии могут быть
использованы другими структурами, в том числе органами местного самоуправления.
На опыте нашего города можно проследить развитие нескольких идей.
а) Идея упорядоченного развития гражданского общества родилась в НС города в 1995
году.
Практика
показывает, что большая часть задач, выполняемых организациями некоммерческого
сектора, относится к категории “непреходящих” и ввиду своего многообразия и
специфичности не может быть в полной мере выполнена органами управления.
Поэтому становится понятным, что формирование некоммерческого сектора является
одним из важнейших процессов стабилизации общественной и политической жизни
городского сообщества. Поэтому идея упорядоченного развития некоммерческого
сектора была воплощена в Концепции развития некоммерческих организаций.
В настоящее
время мы видим дальнейшее развитие этой идеи на уровне как Самарской области
(созданы Общественное собрание при Губернаторе, общественные советы при
Самарской Губернской Думе), так и на уровне России, где не без участия
представителей нашего города на первом Гражданском Форуме в 2001 году родилась
идея создания Общественной Палаты при Президенте РФ.
б) Идея широкого возрождения традиций попечительства и
благотворительности была четко обозначена в 2001 году. Именно тогда Общественным Фондом
Тольятти был проведен первый обучающий семинар по созданию попечительских
советов, на который были специально приглашены тренеры Московского центра
поддержки НКО. В 2002 году развитие идеи проводилось тренинг-центром “Деловая
Волга” (для НКО) и Центром внешкольной работы «Диалог» (для руководителей школ
города). В 2003г. заключен договор о совместной деятельности по развитию
попечительства в системе образования между Общественным Фондом Тольятти и
департаментом образования мэрии. В 2004 году распоряжением мэра города создан
городской попечительский совет в системе образования. В 2005 году принято
упоминавшееся постановление городской Думы «О развитии благотворительности в
г.Тольятти».
в) Идея общественного участия в выработке стратегии и планов городского
развития как
способа обеспечить постоянный баланс между действиями органов управления и
общественными потребностями разрабатывается, начиная с 1994 года – момента
принятия первого Устава города, один из проектов которого был предложен группой
общественных объединений.
Стоит отметить, что
Федеральный Закон «Об общественных объединениях» предоставил право общественным
объединениям участвовать в выработке решений органов местного самоуправления
при решении вопросов, затрагивающих интересы этих объединений, но не
вопросов муниципальной политики в целом. Многолетняя совместная работа
некоммерческого сектора России привела к тому, что в настоящее время в
федеральном законодательстве закреплено требование о проведении общественных
слушаний по муниципальному бюджету, программам и планам муниципального
развития. Это требование становится обязательным для всех с 01.01.2006г.
Однако уже много лет в этом
направлении ведется постоянный поиск приемлемых и удобных для всех форм
общественного участия в управлении местными и государственными делами.
Существующие формы достаточно многообразны - от заведомо протестного (через
митинги, пикеты и пр.) через хаотичное и неструктурированное выражение мнений
граждан (различные обращения в органы власти) до вполне конструктивного и
основанного на привлечении интеллектуального и организационного ресурса
сообщества.
Поиск оптимума ведется как
со стороны муниципалитета, который выступал инициатором ряда общественных
слушаний (правда, только в тех случаях, когда этого прямо требовало
законодательство, т.е. только в сфере экологии). Кроме того, мы все помним
первоначальный замысел создания городского стратегического совета с более
широким, чем теперь, перечнем направлений работы и с постоянным
представительством профильных некоммерческих организаций.
С другой стороны, поиск
оптимальных форм общественного участия ведется в некоммерческом секторе. Так,
общественное обсуждение отдельных вопросов городской жизни, начиная с 1995
года, практикуется Общественной Палатой города, использующей для этого две
формы работы: расширенные собрания представителей профильных некоммерческих
организаций и проведение общегородских конференций с участием как представителей некоммерческого
сектора, так и специалистов научных и муниципальных структур.
Накопленный опыт приводит
нас к необходимости повышения
профессионализма специалистов некоммерческого сектора, и вот эта задача
реализуется через регулярное обучение и самообучение активистов некоммерческого
сектора.
Для НКО его проводят
Тренинг-центр «Деловая Волга» и наши региональные партнеры – Ассоциация
«Поволжье».
Подготовку юного поколения общественников, методическое и
информационное сопровождение деятельности членов детских общественных
объединений проводит Центр внешкольной работы «Диалог».
Большую работу с организациями самопомощи, объединяющими
социально незащищенные группы населения, ведет Управление социальной поддержки
населения мэрии.
Развивается система правовых консультаций через АНО
«Открытая альтернатива».
Разрабатывается методическая поддержка массового
общественного движения, которая в некотором будущем позволит сделать его не
стихийным и неэффективным, а грамотным и конструктивным.
Развивается механизм общественной экспертизы, о котором
нужно сказать особо. Актуальность задачи выработки механизмов и создания
структур общественного анализа и контроля (в том числе для самоанализа
деятельности некоммерческого сектора) была особо подчеркнута на всероссийской
экспертной конференции "Гражданский Форум: год спустя. Что дальше?",
проведенной в рамках Ярмарки
социально-культурных проектов "Тольяттинский диалог-
Понятно, что экспертная деятельность не может заключаться
лишь в высказывании личного мнения о той или иной проблеме. Она должна быть
направлена на выработку комплексной, системной оценки экономического и
социального эффекта от принятия нормативного документа или от внедрения
программы, а местное сообщество должно располагать специалистами, обладающими
нужной квалификацией, способными аргументированно оценить предлагаемые ему идеи
и документы. Поэтому в последние годы в нашем городе была подготовлена группа
специалистов по оценке социальной эффективности проектов и программ, которые
сейчас регулярно проводят мониторинг и оценку эффективности проектов и
программ.
Были проведены также две пилотные работы по оценке
социальной эффективности муниципальных программ – программы «Молодежь Тольятти»
за 2001 год и грантового конкурса Программы развития культуры в г.Тольятти в
2002 году.
Кроме того, с целью развития этой практики:
-
в Положение о программах социально-экономического развития города
включено условие о возможности проведения общественной экспертизы программ,
-
вопросы общественной экспертной работы отражены в утвержденной
Губернатором области Концепции партнерства органов государственной власти
Самарской области, органов местного самоуправления и негосударственных
некоммерческих организаций по развитию гражданского общества;
-
подготовлены предложения в Самарскую Губернскую Думу о разработке
законопроекта «О профессиональной общественной экспертизе в Самарской области».
И, в завершение, считаю необходимым обозначить наиболее актуальные задачи, стоящие перед некоммерческим сектором на сей момент времени. Это:
-
гражданское просвещение и повышение профессиональной квалификации,
-
активизация гражданских организаций и, в первую очередь, развитие
детского общественного движения,
-
создание "социального лифта" для пенсионеров,
-
активизация социально активной деятельности бизнеса,
-
развитие механизмов общественного участия в выработке и реализации
муниципальной и государственной политики.
01.12.2005