Социальная адаптация и
интеграция в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями
здоровья (больных детским церебральным параличом)
Кускова В.Г., Мелькина В.В.
МДОУ «Центр развития ребенка»
детский сад
№197, г. Тольятти
Воспитание детей с проблемами в развитии – актуальная
общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка – важный
фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной
и когнитивной деятельности.
Церебральный паралич –
один из синдромов, который чаще всего приводит к психофизическим ограничениям у
дошкольников. Раннее вовлечение таких детей в систему комплексного медико-социального психолого-педагогического
сопровождения позволяет достичь более ощутимых положительных результатов.
С
Основанием к зачислению в группу «Особый ребенок» было
решение городской ПМПК. Медицинские показания детей к зачислению в группу –
заболевание детским церебральным параличом различной степеней тяжести.
Интеллектуальные возможности у детей неоднородны. У большинства воспитанников
диагностирована задержка психического развития церебрально-органического
генеза, у других – умственная отсталость и лишь у отдельных детей
интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Дети имеют разный
уровень сформированности двигательных навыков. Одни из них могут передвигаться
самостоятельно, другие – с помощью ходунков, третьи нуждаются в помощи
взрослого. Возраст детей от 3,5 до 8
лет.
В дошкольное
учреждение принимались дети неорганизованные, имеющие лишь опыт пребывания в
медицинских учреждениях, поэтому период
адаптации к условиям детского сада требовал специальных психолого-педагогических
мероприятий и был более продолжителен.
Комплектование групп осуществлялось постепенно. Дети
поступали один за другим с интервалом в несколько
дней. Усилиями педагогов и родителей было сделано все, что необходимо для
успешной адаптации и вхождения ребенка в организованную деятельность:
установленная специальная мебель, сформированы коррекционно
– развивающая и игровая зона, приобретены игрушки, книги, пособия. Создана
уютная, доступная для детей обстановка. В дошкольном учреждении оборудованы специализированные помещения:
физкультурный зал и зал ЛФК, оздоровительный блок «Зал здоровья», фитобар, дополнительно оснащены кабинеты психолога,
логопеда, дефектолога, комната релаксации.
Привыкание детей к новой обстановке, режиму проходило
в атмосфере доброго, теплого отношения, заботы и внимания со стороны взрослых.
Помимо воспитателей, максимальное включение в образовательное пространство
обеспечивали узкие специалисты
дошкольного учреждения, осуществляющие комплексное медико-социальное психолого-педагогическое
сопровождение каждого воспитанника.
Комплексная коррекционно-развивающая работа по
психофизическому развитию дошкольников с ДЦП направлена на решение следующих
задач:
1.Преодоление интеллектуальной недостаточности и развитие познавательной
активности детей
2. Преодоление речевых нарушений, стимуляция навыков речевого общения.
3.Преодоление нарушений двигательных функций и развитие мобильности,
двигательной самостоятельности.
4. Преодоление эмоционально-личносной
незрелости, формирование базы для социально-личностного развития и преодоления дезадаптации.
5.Развитие потенциальных творческих способностей.
6.Подготовка к школьному обучению и предварительный подбор типа школы.
7.Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка-инвалида в
семье.
Психолого-педагогическое сопровождение
реализуют: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель
по физической культуре, инструктор ЛФК, музыкальные руководители.
Блок реабилитационно-оздоровительной
работы осуществляют: врач-педиатр, врач-ортопед, детский невролог, медсестра физиолечения, медсестра массажа, старшая медсестра,
лечебная медсестра.
Важной задачей специалистов сопровождения
стала проблема рационального перераспределения психолого-педагогического, реабилитационно-оздоровительного, социально-эмоционального
воздействия. Организация щадящего охранительного режима, тщательная дозировка
интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки – предпосылки успешной
адаптации в новом образовательном пространстве детей, ранее лишенных
разнообразных социальных контактов.
По истечении периода адаптации специалистами
выявляется уровень актуального и потенциального развития каждого воспитанника.
На основании результатов обследования определяется использование базовой
образовательной программы. Типовой государственной программы для работы с
детьми ДЦП в настоящее время нет, поэтому нашими специалистами вносятся
значительные изменения и дополнения в имеющееся
программное обеспечение, которые позволяют адаптировать его содержание
применительно к использованию в работе с детьми с церебральным параличом.
Изменения касаются пропедевтического этапа в обучении, направленного на
расширение предметно-практической деятельности и социального развития детей,
страдающих церебральными параличами;
специальной разработки потребовало содержание программы развития
двигательной сферы и навыков самообслуживания; были внесены изменения и
дополнения в разделы, касающиеся ознакомления с окружающим и развитием речи дошкольников.
Изменения касались не только содержания программного материала, но и его
дозировки, места в режиме дня, сроках реализации и пр.
На каждого ребенка специалистами сопровождения составлялись
индивидуальные программы развития. Эти программы рассматриваются нами как
программы совместной деятельности всех участников образовательного процесса,
как единство социально-педагогической, психологической и реабилитационно-оздоровительной
среды. С учетом психофизического состояния, интеллектуальных и двигательных
возможностей нами были разработаны и введены в учебный процесс специальные
графики, в которых определено время занятий в подгруппе, период релаксации и
продолжительность индивидуального занятия. Мы организовали плавный, постепенный
переход от одного вида деятельности к другому.
При составлении учебного плана предметы коррекционной
направленности мы вывели в отдельные самостоятельные занятия – это сенсорное развитие, развитие движений и
моторики, т.к. последнее является основным в структуре дефекта детей группы
«Особый ребенок».
Важным условием
коррекционно-развивающей работы является и создание рационального режима
двигательной активности.
Вся работа направлена на то, чтобы ребенок самостоятельно
использовал освоенные навыки и умения в различных актах повседневной жизни,
развивал и закреплял их, достигая как можно большей физической,
интеллектуальной и психологической независимости.
Проведенные мероприятия позволяют констатировать, что
социальное самочувствие детей-инвалидов имеет тенденцию к улучшению. За два
года работы к школе подготовлено 5 выпускников группы «Особый ребенок», 5
получили возможности посещать специализированные группы для детей с нарушением
опорно-двигательного аппарата.
К сожалению, того финансирования, которое выделяется
бюджетом города недостаточно для создания оптимальных условий работы с детьми с
нарушениями опорно-двигательного аппарата разной тяжести. Большую помощь
оказывают родители, а так же грантовые поддержки,
которые получает наш Центр.
Деятельность дошкольного учреждения была признана значимой
для городского сообщества общественным благотворительным фондом «Тольятти» и
награждена грантом на развитие материальной базы детского сада. На средства АвтоВАЗ банка в Центре были оборудованы поручни,
необходимые для самостоятельного передвижения больных детей.
Новые технологии работы с детьми-инвалидами ДЦП получили
признание фонда «Развитие через образование».
Проект «Родители - управление образовательным учреждение -качество» получил
поддержку на всероссийской ярмарке социальных проектов в г. Перми.