Социальная адаптация и интеграция в образовательное пространство детей с ограниченными возможностями здоровья (больных детским церебральным параличом)

Кускова В.Г., Мелькина В.В.

МДОУ «Центр развития ребенка»

 детский сад №197, г. Тольятти

Воспитание детей с проблемами в развитии – актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка – важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на  окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

           Церебральный паралич – один из синдромов, который чаще всего приводит к психофизическим ограничениям у дошкольников. Раннее вовлечение таких детей в систему комплексного  медико-социального психолого-педагогического сопровождения позволяет достичь более ощутимых положительных результатов.

          С 1999 г. в нашем дошкольном учреждении начали работать  четыре специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Созданная материальная, кадровая и методическая база по коррекции ортопедических нарушений позволила в 2002 году открыть две группы «Особый ребенок» для детей с детским церебральным параличом. Наш детский сад стал первым, и до сих пор единственным           дошкольным образовательным учреждением Автозаводского района г. Тольятти, который осуществляет коррекционно-развивающую работу, подготовку к обучению в школе детей с тяжелыми двигательными нарушениями.

Основанием к зачислению в группу «Особый ребенок» было решение городской ПМПК. Медицинские показания детей к зачислению в группу – заболевание детским церебральным параличом различной степеней тяжести. Интеллектуальные возможности у детей неоднородны. У большинства воспитанников диагностирована задержка психического развития церебрально-органического генеза, у других – умственная отсталость и лишь у отдельных детей интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме. Дети имеют разный уровень сформированности двигательных навыков. Одни из них могут передвигаться самостоятельно, другие – с помощью ходунков, третьи нуждаются в помощи взрослого.   Возраст детей от 3,5 до 8 лет.

 В дошкольное учреждение принимались дети неорганизованные, имеющие лишь опыт пребывания в медицинских учреждениях, поэтому  период адаптации к условиям детского сада требовал специальных психолого-педагогических мероприятий и был более продолжителен.

Комплектование групп осуществлялось постепенно. Дети поступали один за другим с интервалом в несколько дней. Усилиями педагогов и родителей было сделано все, что необходимо для успешной адаптации и вхождения ребенка в организованную деятельность: установленная специальная мебель, сформированы коррекционно – развивающая и игровая зона, приобретены игрушки, книги, пособия. Создана уютная, доступная для детей обстановка. В дошкольном учреждении оборудованы специализированные помещения: физкультурный зал и зал ЛФК, оздоровительный блок «Зал здоровья», фитобар, дополнительно оснащены кабинеты психолога, логопеда, дефектолога, комната релаксации.

Привыкание детей к новой обстановке, режиму проходило в атмосфере доброго, теплого отношения, заботы и внимания со стороны взрослых. Помимо воспитателей, максимальное включение в образовательное пространство обеспечивали узкие специалисты дошкольного учреждения, осуществляющие комплексное медико-социальное психолого-педагогическое сопровождение каждого воспитанника.

Комплексная коррекционно-развивающая работа по психофизическому развитию дошкольников с ДЦП направлена на решение следующих задач:

1.Преодоление интеллектуальной недостаточности и развитие познавательной активности детей

2. Преодоление речевых нарушений, стимуляция навыков речевого общения.

3.Преодоление нарушений двигательных функций и развитие мобильности, двигательной самостоятельности.

4. Преодоление эмоционально-личносной незрелости, формирование базы для социально-личностного развития и преодоления дезадаптации.

5.Развитие потенциальных творческих способностей.

6.Подготовка к школьному обучению и предварительный подбор типа школы.

7.Формирование оптимальных подходов к воспитанию ребенка-инвалида в семье.

 Психолого-педагогическое сопровождение реализуют: педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатель по физической культуре, инструктор ЛФК, музыкальные руководители.

Блок реабилитационно-оздоровительной работы осуществляют: врач-педиатр, врач-ортопед, детский невролог, медсестра физиолечения, медсестра массажа, старшая медсестра, лечебная медсестра.

 Важной задачей специалистов сопровождения стала проблема рационального перераспределения психолого-педагогического, реабилитационно-оздоровительного, социально-эмоционального воздействия. Организация щадящего охранительного режима, тщательная дозировка интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки – предпосылки успешной адаптации в новом образовательном пространстве детей, ранее лишенных разнообразных социальных контактов.

По истечении периода адаптации специалистами выявляется уровень актуального и потенциального развития каждого воспитанника. На основании результатов обследования определяется использование базовой образовательной программы. Типовой государственной программы для работы с детьми ДЦП в настоящее время нет, поэтому нашими специалистами вносятся значительные изменения и дополнения в имеющееся  программное обеспечение, которые позволяют адаптировать его содержание применительно к использованию в работе с детьми с церебральным параличом. Изменения касаются пропедевтического этапа в обучении, направленного на расширение предметно-практической деятельности и социального развития детей, страдающих церебральными параличами;  специальной разработки потребовало содержание программы развития двигательной сферы и навыков самообслуживания; были внесены изменения и дополнения в разделы, касающиеся ознакомления с окружающим и развитием речи дошкольников. Изменения касались не только содержания программного материала, но и его дозировки, места в режиме дня, сроках реализации и пр.

На каждого ребенка специалистами сопровождения составлялись индивидуальные программы развития. Эти программы рассматриваются нами как программы совместной деятельности всех участников образовательного процесса, как единство социально-педагогической, психологической и реабилитационно-оздоровительной среды. С учетом психофизического состояния, интеллектуальных и двигательных возможностей нами были разработаны и введены в учебный процесс специальные графики, в которых определено время занятий в подгруппе, период релаксации и продолжительность индивидуального занятия. Мы организовали плавный, постепенный переход от одного вида деятельности к другому.

При составлении учебного плана предметы коррекционной направленности мы вывели в отдельные самостоятельные занятия –  это сенсорное развитие, развитие движений и моторики, т.к. последнее является основным в структуре дефекта детей группы «Особый ребенок».

        Важным условием коррекционно-развивающей работы является и создание рационального режима двигательной активности.     

Вся работа направлена на то, чтобы ребенок самостоятельно использовал освоенные навыки и умения в различных актах повседневной  жизни,  развивал и закреплял их, достигая как можно большей физической, интеллектуальной и психологической независимости.

Проведенные мероприятия позволяют констатировать, что социальное самочувствие детей-инвалидов имеет тенденцию к улучшению. За два года работы к школе подготовлено 5 выпускников группы «Особый ребенок», 5 получили возможности посещать специализированные группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.

К сожалению, того финансирования, которое выделяется бюджетом города недостаточно для создания оптимальных условий работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата разной тяжести. Большую помощь оказывают родители, а так же грантовые поддержки, которые получает наш Центр.

Деятельность дошкольного учреждения была признана значимой для городского сообщества общественным благотворительным фондом «Тольятти» и награждена грантом на развитие материальной базы детского сада. На средства АвтоВАЗ банка в Центре были оборудованы поручни, необходимые для самостоятельного передвижения больных детей.

Новые технологии работы с детьми-инвалидами ДЦП получили признание фонда «Развитие через образование».

Проект «Родители - управление образовательным учреждение ачество»  получил поддержку на всероссийской ярмарке социальных проектов в г. Перми.

 

 

 

Hosted by uCoz